Круглосуточная линия: 8 800 333-22-51 +7(812) 331-22-55

Что выбрать: облачный сервер или сервис

Компании размещают данные на собственных серверах или на облачных. Каждое решение имеет свои плюсы и минусы. Почему свой сервер — это не всегда выгодно? Кто несёт ответственность, если вашу базу данных на облачном сервере заразили вирусы? Сегодня мы расскажем, как избежать проблем при выборе сервера.

Эта статья не для IT-специалистов. Мы постарались раскрыть сложные аспекты и понятия простым языком, доступным каждому.

Облако облаку — рознь

облако облаку — рознь

Не все понимают разницу между облачным сервером и облачным сервисом.

Облачный сервер предоставляет рабочее пространство жёсткого диска, мощности процессоров и оперативную память, а также обеспечивает канал связи к данным и программам, установленным на сервере. А облачный сервис не только даёт доступ к «железу», но полностью берёт на себя вопрос обслуживания и поддержки установленных программ.

Дальше начинается градация уровней услуги. Минимальный пакет услуг — только доступ к данным и программам и обеспечение постоянного канала связи. Также возможна установка антивирусных программ для защиты данных.

При необходимости,компания-владелец сервиса может перевести безопасность ваших данных на новый уровень. С определённой периодичностью специалисты компании будут создавать резервные копии данных. Это самый надёжный способ защиты информации — если с данными что-то случится, их восстановят.

Внимательно читайте договор

внимательно читайте договор

Ответственность за информацию несут организации, которые не просто размещают на своих серверах информацию клиента, а по факту обслуживают всю IT-инфраструктуру клиента.

Пункты договора по обслуживания могут включать и установку обновлений, и определение ответственности за заражение базы данных вирусами.

Чаще всего в договоре прописывают лишь наличие постоянного канала связи и объём жёсткого диска. Если жёсткий диск разрушится из-за износа, никто за это ответственности нести не будет — это часто прописывают в договоре и списывают на особенности комплектующих.

Внимательно читайте, какие сроки реакции прописаны в договоре, сколько времени занимает регламентированное время исполнения заявки при возникновении проблем. Не стесняйтесь задавать вопросов и просите объяснить каждый пункт, особенно те, что касаются определения ответственности и скорости реакции при форс-мажорных ситуациях.

Сервис или сервер?

сервис или сервер

Представим ситуацию — владелец бизнеса получил два коммерческих предложения, на услуги облачного сервера и облачного сервиса. В понимании рядового пользователя и первое, и второе предложение является облаком. На своём уровне понимания он не видит между ними очевидной разницы, но стоимость услуг существенно различается: например, 5000 рублей в месяц за облачный сервер и 50 000 рублей за облачный сервис.

Не выбирайте по цене. Выясните, какие именно услуги вы получите от компаний. Многие сервисы обладают богатыми возможностями, но их менеджеры не описывают свои услуги подробно, или не знают, как о них доходчиво рассказать.

Важно понимать, что же входит в услугу облака. В договоре на 5000 рублей вы скорее всего просто получите место на жёстком диске и канал связи. А заплатив 50 000 рублей, вы получите не только память и канал связи, но и обслуживание. Вам не придётся думать о каких-либо настройках и конфигурациях.

сервис или сервер

Для примера возьмём канал связи. Специалисты облачного сервиса не только установят роутер, но и настроят так, чтобы в случае поломки подключиться удалённо и устранить проблему. Более того, в услуги облачного сервиса может входить и обслуживание вашего ПО.

Посмотрим, что происходит, когда компания использует облачный сервер, а не сервис. У магазина арендовано место на облачном сервере, там работает две программы — 1С и кассовая программа. Возникает проблема — на кассу не приходят товары.

Скорее всего вам скажут, что серверы работают, программы запущены. Проверяйте кассы, обращайтесь в службу поддержки 1С и вашей кассовой программы. Разбирайтесь сами. Разумеется, вы потратите много времени на устранение неполадок и потеряете деньги, так как не сможете продавать товары.

Если же вы пользуетесь облачным сервисом, то специалисты сами всё проверят. Они скажут, что 1С отправляет пакет данных. Кассовое ПО их принимает. Окажется, что проблема в том, что вы не указали в номенклатуре цену товара, а кассовая программа не принимает товары без цены. Вам останется только добавить цены.

Обратившись к облачному сервису, вы потратите больше денег, но сэкономите время.

Может установить свой сервер?

может установить свой сервер

Прежде всего подсчитайте, во сколько это обойдётся. Разделите затраты на две части:

  1. Стоимость приобретения и установки. Сюда входит цена оборудования, стоимость нужного ПО и услуг по установке.
  2. Стоимость владения сервером. Скорее всего вам придётся нанимать специалиста для обслуживания оборудования. Для примерного расчета возьмите среднюю зарплату системного администратора в вашем регионе.
  3. Практика показывает, что для владельца небольшого магазина держать в штате инженера получается дороже, чем отдать обслуживание IT-инфраструктуры на аутсорс. Многое зависит от квалификации штатного инженера и его мотивации — будет ли он вникать в проблемы и быстро их решать, если он регулярно получает зарплату и особого смысла суетиться и что-то чинить он не видит?

Специалисты облачных сервисов уже знают, как всё работает, и где случаются типовые ошибки. Но предприниматель не понимает этого и не хочет платить за сервис.

Если у вас немного задач, то облачное решение обойдётся дешевле

облачное решение обойдётся дешевле

Всё больше программ и оборудования доступно в аренду. Но малый бизнес испытывает страхи перед облачными серверами и сервисами. Главное опасение — неуверенность в защищённости данных. Переживание оправдано в случае аренды места на жёстком диске.

Если же вам предоставляют ещё и сервис, то у ваших файлов регулярно появляются резервные копии. В договоре прописана установка и обновление антивирусных программ. За безопасностью информации постоянно кто-то следит.

Многие боятся взлома — ещё бы, ведь «ломают» даже сервера Пентагона. Но едва ли вы представляете большой интерес для профессиональных хакеров. Хороший штатный IT-специалист или инженер облачного сервиса быстро поймёт, что происходит и решит проблему.

В то же время не стоит забывать, что компания, предоставляющая услуги облачного сервера, не обязана выходить за рамки договора и нести ответственность за серьёзные происшествия. Один предприниматель рассказал, как взломали его сервер в облаке и заразили данные вирусом. Работа магазина встала на полдня.

По договору специалисты сервиса должны были обеспечить защиту от вирусов. Но они избежали каких-либо санкций, так как предоставили письмо, в котором указали, что в тот момент версия антивирусной программы не имела способов борьбы с тем вирусом.

Прежде чем устанавливать свой сервер или обращаться к услугам той или иной компании, чётко определите ответственность за ошибки и сроки реакции.

Нельзя угадать, будет ли штатный инженер с кем-то консультироваться, читать статьи по теме и стараться сделать работу быстро. Окажется ли сторонний специалист более оперативным — тоже непонятно. Но в договоре всё прописано, подрядчик несёт материальную ответственность за некоторые убытки, они заинтересованны в своевременном решении проблем.

Факторов очень много. Если у вас есть грамотные специалисты, и объём данных невелик, то можно обойтись своим сервером. Но со временем мощности серверов станет недостаточно. Когда компания разрастается и открывает всё новые филиалы, то всё больше данных она начинает хранить на облачных серверах.






Роман Агапов

Поделиться:

Подпишитесь на наши новости